БАРМИН Владимир Павлович

БАРМИН
Владимир Павлович

Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской и Государственных премий,
академик Российской академии наук











Родился 17 марта 1909 года в городе Москве, в семье служащего. Отец - Бармин Павел Иванович (1885-1966). Мать - Бармина (Антоненкова) Мария Исаевна (1888-1944). Первая супруга - Бармина Лидия Ивановна (1914-1981). Сыновья: Владимир Владимирович (1934 г. рожд.), Игорь Владимирович (1943 г. рожд.). Внучки: Ольга Владимировна (1960 г. рожд.), Ирина Игоревна (1981 г. рожд.). Вторая супруга - Бармина Светлана Александровна.

Уже в детские школьные годы Володя Бармин проявил себя как смышленый и любознательный мальчик. В 1917 году он поступил учиться в Московское реальное училище Иванцова, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени.

В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы и имея большое стремление получить высшее техническое образование, он одновременно подает заявления о поступлении в три института: на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в дальнейшем - МВТУ имени Н.Э. Баумана), Ломоносовский механический институт и в Химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева.

После успешной сдачи конкурсных экзаменов был зачислен в два института. В первом семестре ему удалось посещать лекции в обоих институтах, и он это время использовал для окончательного определения направления своей дальнейшей инженерной специализации.

Со второго семестра он становится студентом только МВТУ имени Н.Э. Баумана, где и продолжает свою учебу. В 1930 году под руководством крупного теплотехника профессора А.Н. Ведерникова выполнил дипломную работу на реальную тему «Пермский городской холодильник» и блестяще ее защитил, став инженером-механиком по холодильным машинам и аппаратам.

В то время по окончании высших учебных заведений вместо дипломов молодым специалистам выдавали справки о завершении учебы в институте. (Диплом об окончании учебы в МВТУ В.П. Бармин получил значительно позже.) С такой справкой он и был направлен работать на московский завод «Котлоаппарат», занимавшийся производством холодильного оборудования, который позже, в 1931 году, был переименован в завод «Компрессор».

Завод в то время выпускал громоздкие малопроизводительные горизонтальные компрессоры для холодильного оборудования в основном устаревшего германского образца.

Начав свою деятельность на заводе инженером-конструктором, в короткое время ознакомившись с производством выпускаемого оборудования, В.П. Бармин сразу же включился в работу конструкторского бюро завода, приступив к проектированию нового, современного вертикального компрессора.

Энергия, знания, умение наладить хорошие деловые отношения с работниками производственных цехов позволили В.П. Бармину в рекордно короткий срок (полгода) выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, изготовить и провести на заводе контрольные испытания нового компрессора ВП-230, что позволило заводу начать переход от производства тихоходных аммиачных горизонтальных компрессоров к новым быстроходным вертикальным компрессорам.

Впоследствии В.П. Бармин всегда с удовольствием вспоминал эту свою первую конструкторскую победу. Уже через два года руководство завода, удовлетворенное успехами молодого инженера, поручает ему возглавить компрессорную группу конструкторского бюро. В 1933-1935 годах под руководством В.П. Бармина был разработан ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности. В 1934 году им разработан первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов и первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов, а в 1935 году - углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В.И. Ленина и передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации.

В эти годы начали проявляться основные черты его характера. По воспоминаниям людей, которые в то время с ним работали, он нормально, без обиды, воспринимал компетентные замечания и критику, делая для себя необходимые выводы. Уже тогда для него прежде всего и выше всего были интересы дела.

Начиная с 1931 года В.П. Бармин одновременно ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, где с 1931 по 1934 год читает курс термодинамики, а с 1934 года руководит курсовыми и дипломными проектами, выполняемыми студентами. Позднее, в 1938 году, он создает и читает курс «Расчет и конструирование поршневых компрессоров».

В конце 1935 года В.П. Бармин как специалист в составе группы Главмашпрома был командирован в США для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. Помимо общей задачи В.П. Бармин перед командировкой получил от наркома С. Орджоникидзе два личных поручения. Одно поручение: изучить производство домашних холодильников (они тогда за рубежом начали широко применяться в быту). Второе поручение: проанализировать, как американцы делают прозрачный лед (у нас при искусственном его производстве он в то время получался только мутным).

В.П. Бармин (второй справа) на корабле "Мажестик" с групой
советских инженеров, возвращающихся из командировки в США

В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В отчете были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации: какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено направление развития отечественного компрессоростроения и холодильного машиностроения.

После возвращения из командировки В.П. Бармин продолжает работать на заводе в качестве руководителя конструкторской группы. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.

В конце 1940 года, в возрасте немногим более 30 лет, его назначают главным конструктором завода «Компрессор». Однако большим планам молодого главного конструктора завода по дальнейшему развитию компрессорной и холодильной техники не суждено было сбыться: Великая Отечественная война коренным образом изменила научную и производственную направленность работ конструктора В.П. Бармина.

Так случилось, что буквально за день до начала войны, после осмотра образцов ракетного вооружения, 21 июня 1941 года Государственный Комитет Обороны страны принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов РС-132 (или М-13), пусковых установок для них и о начале формирования ракетных воинских частей. Реактивные снаряды М-13, а также несколько единиц опытно-экспериментального образца многозарядной самоходной пусковой установки были разработаны в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) и изготовлены в его мастерских. На девятый день войны - 30 июня 1941 года директор завода «Компрессор» и В.П. Бармин как главный конструктор были вызваны к наркому общего машиностроения П.И. Паршину, где перед ними была поставлена задача - полностью перестроить завод, переключив его на серийное производство нового вида вооружения.

Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ завода были объединены в отдельное специальное конструкторское бюро - СКБ при заводе «Компрессор». Главным конструктором этих разработок был назначен А.Г. Костиков, который одновременно был начальником и главным конструктором НИИ-3 (бывший РНИИ). К этому времени за создание первых образцов экспериментальных многозарядных реактивных установок ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Начальником СКБ и заместителем главного конструктора был назначен В.П. Бармин.

Пусковые установки, созданные в мастерских РНИИ, были выполнены на кустарном уровне с применением имеющихся подручных средств и не могли в таком исполнении быть приняты заводами для серийного изготовления. Поэтому с учетом рекомендаций технологов требовалась конструктивная переработка многих узлов установки, обеспечивающая возможность применения при серийном производстве сварных или литых элементов конструкций, отработанных серийно выпускаемых комплектующих элементов и т.д. В.П. Барминым широким фронтом были развернуты конструкторские работы по переработке документации по боевой установке.

А.Г. Костиков в СКБ приезжал только в вечернее время для ознакомления с ходом работ. С самого начала он принимал в штыки любые изменения, вносимые в конструкцию узлов установки, настаивая на их конструктивном выполнении, принятом ранее в РНИИ. Попытки В.П. Бармина и специалистов-технологов разъяснить Костикову необходимость внесения изменений в отдельные узлы и конструкцию установки для обеспечения их серийного производства в связи с отсутствием у него (Костикова) знаний и опыта работы на заводах промышленности и наличием требований, предъявляемых серийным производством, положительных результатов не давали. Более того, настойчивость В.П. Бармина начала вызывать у него раздражительность и привела к развитию амбициозности при принятии решений. Появилась угроза срыва сроков выполнения правительственного задания.

После консультаций со специалистами - разработчиками реактивного снаряда и согласования с ответственным представителем наркома, курирующего работы СКБ, В.П. Бармин принимает решение переработанные чертежи установки запустить в производство на заводе «Компрессор».


Warning: require_once(/var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/www.soldat-wwii.ru/3d40b281efbf7e201223173b1a015a7e/sape.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/soldat-wwii.ru/LEGEND/ARTICLES/barmin_vp.php on line 366

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/www.soldat-wwii.ru/3d40b281efbf7e201223173b1a015a7e/sape.php' (include_path='.:') in /var/www/u0034521/data/www/kokos19.ru/soldat-wwii.ru/LEGEND/ARTICLES/barmin_vp.php on line 366